В российских школах в новые учебники по обществознанию включили курс семьеведения
Новый предмет «Семьеведение» направлен на освоение подростками системы ценностных ориентаций, которая станет фундаментом создания ими в будущем крепкой счастливой семьи. В центре внимания – духовно нравственная основа семьи: семейные ценности и отношения, понимание их значимости, развитие умений формировать, анализировать и корректировать систему жизненных ценностей, строить и развивать созидательные и гармоничные отношения.
Введение в школьную программу предмета, посвященного обучению семейным ценностям, обсуждается в России уже несколько лет. В 2018 году его разработкой занялась Российская академия образования при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного. «Начинается курс в девятом классе с темы, задающей главный вопрос: «Зачем людям отношения?», в первый год мы говорим о том, что такое семейные ценности, как отличить любовь от влюбленности, как себя вести в конфликтах. Программа десятого класса посвящена рождению и воспитанию детей, 11-го — традиционным и современным подходам к воспитанию, вопросам права», — так его суть на этапе разработки описывал глава проекта, академик РАО Артур Реан.
Участвовавший в разработке курса Фонд Андрея Первозванного предлагал использовать для него два учебника:
1. «Семьеведение» для 1—11-х классов;
2. «Нравственные основы семейной жизни» для 10—11-х классов. Книга написана священником храма в Екатеринбурге Дмитрием Моисеевым и монахиней Ниной Крыгиной. В ней освещены темы «Главенство мужа», «Святые семейства, святые покровители семьи», «Жизнь — дар Божий».
Предметы, посвященные основам семейных ценностей, ранее уже преподавались на региональном уровне в некоторых субъектах Федерации. «Уроки брака» в 2019 году проходили в 38 субъектах Федерации.
О новой воспитательной системе
С 1 сентября 2021 года в школах начинает действовать закон о воспитании в школах и вузах. «В новой системе воспитания школьники должны иметь возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста», — заявил Кравцов в рамках расширенного совместного заседания экспертных советов при Комитете по образованию и науке.
«Важно то, на каких ценностях мы будем воспитывать подрастающее поколение. На сегодняшний день мы видим и предлагаем следующее: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям», – заявил Министр.
Кравцов сообщил, что раньше воспитанием занималась только семья, а теперь оно, согласно законопроекту, возвращается в школу. Он утверждает, что нельзя допустить, чтобы в семье и школе воспитывали ребенка по-разному: «Нельзя разрывать процесс воспитания в семье и в школе. Чтобы в семье воспитывали по-одному, в школе по-другому, а потом опять в семье по-третьему. Это должен быть неразрывный процесс».
Министр добавил, что теперь проблема ответственности за воспитание будет решена законодательно: «Если воспитание идет только в семье, отвечает семья, а школа — нет, то возникают многие проблемы. Законопроект решает эту проблему на законодательном уровне».
На каких основах будет воспитывать школа пока не понятно. Ведь по прежнему в страненет идеологии, которая задавала бы нравственные нормы и систему ценностей. Не исключено, что новые форматы воспитания будут диктовать родителям, как воспитывать своих детей. Будут ли эти форматы традиционными для России пока не известно.